Использование информационно-коммуникационных технологий как условие повышения качества образовательного процесса

gimn1Борикова Е.К.,

 заместитель директора  по ВР

 

Грамотность в сфере компьютерных и интернет — технологий становится обязательным качеством образованного человека. Это определяет одну из основных задач нашего учреждения образования – совершенствовать образовательный процесс в гимназии через повышение профессиональной компетентности педагогов, внедрение личностно – ориентированных и информационно – коммуникационных технологий.

Для решения поставленной задачи создана система информационного пространства гимназии, в котором участвуют администрация, учителя, учащиеся и их родители.

Основная цель информатизации гимназии заключается в создании единой образовательной информационной среды, где ведущую роль играют информационно – коммуникационные технологии, позволяющие, как мы считаем, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представляемого  материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, наиболее полно развить способности обучающихся и подготовить к будущей самостоятельной жизни.

В своей деятельности мы определили следующие направления по созданию информационно-образовательного пространства гимназии:

  1. Создание материально-технических условий для информатизации учреждения посредством приобретения современного технического оборудования.
  2. Создание коммуникационных условий через локальную сеть, сайт гимназии и электронную почту.
  3. Системное применение информационно-коммуникационных технологий.

Возможность активного взаимодействия в информационном пространстве, современного доступа к информации, выхода в сеть интернет осуществляется через локальную сеть, которая объединяет все кабинеты членов администрации, приемную, библиотеку, кабинеты информатики. Использование локальной сети позволяет оптимизировать документооборот, что существенно облегчает работу администрации, экономит рабочее время, позволяет оперативно работать с информацией на сайте.

На сайте гимназии, помимо основной информации, все участники образовательного процесса могут найти дополнительную полезную информацию. Для педагогов создана вкладка «Методический кабинет», где  можно просмотреть передовой педагогический опыт коллег, найти информацию по самообразованию. В методической копилке собраны планы-конспекты и презентации учебных занятий. Для учащихся будут полезными материалы по подготовке к текущим контрольным работам, дополнительный учебный материал, опережающие домашние задания. Родители на сайте имеют возможность просмотреть последние новости, информацию по поступлению в гимназию, памятки и советы от преподавателей и специалистов СППС. Сайт предоставляет возможность интерактивного общения между участниками образовательного процесса. В данное время планируем добавить новый пункт меню «Самообразование для учащихся». Мы продумываем организацию такой работы, систематизируем полезные ссылки на образовательные Internet – ресурсы.

Сегодня развитию информатизации содействует целенаправленная организация методической работы. Одной из задач методической службы выступает задача — способствовать повышению качества проведения учебных занятий на основе внедрения личностно ориентированного обучения учащихся, использования информационно-коммуникационных технологий.

Основными направлениями деятельности методической службы по методическому сопровождению процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс являются:

  • диагностика затруднений педагогов во владении ИКТ;
  • организация учёбы педагогов владению персональным компьютером;
  • проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, открытых уроков для всех категорий педагогов по использованию возможностей компьютерных технологий;
  • трансляция передового опыта работы по применению ИКТ;
  • организация работы информационно-библиотечного центра;
  • организация работы творческой группы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

С 2007 года успешно функционирует  данная творческая группа под руководством учителя математики и информатики высшей категории           Мельниковой Л. Н.. В состав входят учителя предметники различных направлений и библиотекарь. Целью группы является развитие профессиональных умений учителей гимназии в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Основные направления деятельности группы:

  • организация обучающих курсов с педагогами гимназии по работе с интерактивной доской, по использованию ЭСО, по подготовке к сертификационному тестированию, различными программами (в том числе и тестирующими);
  • проведение тренингов, мастер – классов;
  • создание медиатеки собственных презентаций, мультимедийных разработок;
  • разработка и проведение мероприятий с использованием ИКТ;
  • использование сети интернет для образования, самообразования учащихся, сопровождение участия гимназистов в сетевых конкурсах, конференциях, викторинах, проектах, дистанционных олимпиадах;
  • внедрение в практику работы метода проектов;
  • осуществление обмена опытом педагогов гимназии по применению ИКТ, ЭСО.

Благодаря работе данной группы на сегодняшний день сертификаты пользователя ИКТ имеют 30% учителей гимназии, 96% педагогов гимназии применяют ИКТ в образовательном процессе. В данное время Бондарева А.Н. учитель географии, член творческой группы, дистанционно обучается по инновационной системе обучения педагогов «Активная оценка» под руководством Запрудского Н.И. Активно участвует в дистанционных педагогических мероприятиях – Журавлёва Е.А., учитель русского языка и литературы.

Гордостью творческой группы являются результаты конкурсов профессионального мастерства. В районном конкурсе методических разработок уроков русского языка с использованием ЭСО Журавлева Е.А. заняла 1 место, Сапронова И.В. – 3 место. В районном конкурсе методических разработок «Урок + факультатив» по математике с использованием ИКТ Мельникова Л.Н. заняла 2 место. Людмила Николаевна на областном этапе конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» в 2011/2012 учебном году завоевала диплом II степени с проектом «Гражданско – патриотическое воспитание школьников», а в 2012/2013 учебном году — диплом I степени с проектом «Основы Web — конструирования». Мельникова Л.Н. является лауреатом международного конкурса «Информационная среда школы» по лоту «Урок информатики в 5-7 кл.» за 2011/2012 учебный год.

Не отстают от участников творческой группы и руководители методических объединений. В свою работу они включают теоретические и практические вопросы изучения информационно-коммуникационных технологий, на заседаниях методических объединений педагоги детально изучают предметные ЭСО, отмечая их преимущества и недостатки. Каждое методическое объединение имеет банк собственных мультимедийных продуктов. Например, методическое объединение классных руководителей разработало мультимедийное сопровождение для классных часов, которое включает в себя серию аудио-, видео- материалов, мультимедийных презентаций, тестов по теме: «Здоровый образ жизни».

Наши педагоги охотно делятся опытом работы по использованию информационно-коммуникационных технологий на семинарах различного уровня. Приведу несколько примеров:

На районном семинаре-практикуме «Деятельностный подход
к организации процесса обучения математике» уроки с применением ИКТ провели:

  • Акунец Е.Н. «Умножение многочлена на многочлен»;
  • Мельникова Л.Н. «Еще о признаках делимости на 2, 5, 10».

На районном семинаре-практикуме «Современные подходы к формированию у учащихся фонетических, лексических и грамматических навыков иностранной речи» мастер-классы провели:

  • Фролова А.В. «Развитие коммуникативной компетенции учащихся через совершенствование слухо-произносимых навыков, работа с аутентичными аудио- и видео- материалами»;
  • Кремис В.В. «Современные подходы к обучению иностранному языку. Работа с использованием ЭСО и ИКТ»;
  • Аникеенко И.И. «Использование интерактивной доски в организации образовательного процесса по иностранным языкам на I ступени общего среднего образования».

На районной НПК учителей начальных классов выступила

  • Букаркина С.В. «Использование информационно- коммуникационных технологий как один из способов активизации познавательной деятельности школьников».

На областном методическом выступила

  • Гуляева С.Г. «Информационно-коммуникационные технологии обучения учащихся в начальной школе».

На областном семинаре «Информационно-коммуникационные технологии и электронные средства обучения в преподавании предметов естественнонаучного цикла и при подготовке к ЦТ» возможности ИКТ на различных этапах урока продемонстрировали:

  • Ильинова Н.А. «Видеофрагмент урока биологии в 7 классе по теме «Оплодотворение цветков растений»;
  • Мельникова Л.Н. «Фрагмент урока математики в 5 классе с использованием интерактивной доски».

На республиканской научно-практической конференции педагогов «Управление качеством инновационной деятельности» выступала заместитель директора по УР

  • Пархомович Т.В. «Повышение учебной мотивации учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий на I ступени общего среднего образования

На 5-м заседании республиканской школы передового педагогического опыта урок математики в 3 классе с использованием интерактивной доски продемонстрировала

  • Лишневец О.М. «Деление с остатком».

С каждым годом наши педагоги становятся более опытными в использовании ресурсов ИКТ, создаётся обширный методический материал. С целью накопления, обобщения, систематизации и трансляции справочных, методических материалов и педагогического опыта в области использования ИКТ в гимназии создаётся информационно-библиотечный центр. В ИБЦ находится медиатека, которая включает 170 электронных средств обучения.

Помощь в работе библиотекарю оказывает программный комплекс «Библиограф». Использование комплекса позволяет вести суммарный учет изданий, причем учет ведется отдельно для книг, в том числе аудио-, видео- и электронных документов, и отдельно для учебников. Ведется индивидуальный учет документов, составляется картотека статей из подписных изданий библиотечного фонда, а гибкая система поиска позволяет быстро отбирать нужные издания.

Благодаря активной жизненной и профессиональной позиции наших учителей, успешному функционированию информационно-образовательного пространства гимназии, хорошо зарекомендовали себя следующие формы работы с учащимися:

  • Уроки с использованием презентаций;
  • Использование ЭСО;
  • Работа с интерактивной доской;
  • Работа с тестирующими программами, тесты он-лайн;
  • Создание учащимися информационных проектов;
  • Виртуальные лаборатории, экскурсии;
  • Подготовка докладов, презентаций к уроку учащимися;
  • Работа в исследовательском направлении в «Малой академии наук»;
  • Работа в клубе «Чиж», «Гимназист»;
  • Дистанционные олимпиады, конкурсы;
  • Проведение предметных недель;
  • Проведение внеклассных мероприятий;
  • Дистанционное обучение;
  • Самостоятельное изучение источников Интернет.

Благодаря современным формам и методам работы у учащихся формируется информационная компетенция, благодаря которой сегодня наши гимназисты активно принимают участие в ученических конкурсах с использованием ИКТ.

В районном экологическом конкурсе с использованием ИКТ «Птицы наши друзья» команда учащихся гимназии завоевала диплом I степени.

На районном этапе республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» свои проекты с помощью презентаций представили»:

  • Бодрый Дмитрий, 11 класс – 1 место;
  • Качанова Ксения, 11 класс – 1 место;
  • Кравченко Ирина, 9 класс – 2 место;
  • Блинцова Ангелина, 11 класс – 3 место.

В районной дистанционной олимпиаде по экологии победителями стали:

  • Шлома Алина, 11 класс – диплом II степени;
  • Дятлова Мария, 11 класс – диплом III степени;
  • Блинцова Ангелина, 11 класс – диплом III степени.

В областной интернет – викторине по географии для учащихся 7 классов

  • Ульянов Максим, 7 класс — завоевал диплом II степени.

В областной интернет – викторине по биологии

  • Анискович Владислава, 8 класс, диплом III степени;
  • Грицкова Алеся, 8 класс, диплом III степени.

В областной НПК «Транспорт и техника» (стендовая защита)

  • Гудков Максим, 8 класс — диплом I степени с работой «Снег – индикатор окружающей среды».

В фестивале исследовательских работ учащихся «Книга – начало начал каждой науки»

  • Ильинова Антонина, 7 класс – диплом I степени;
  • Ундруль Александра, 8 класс — диплом III степени.

В этом учебном году прошла районная дистанционная олимпиада по экологии

  • Воробьёв Роман, 11 класс – диплом II степени;
  • Кудрова Алина, 11 класс – диплом III степени.

В районном дистанционном конкурсе для 4 классов по математике «Умники и умницы»

  • Борикова Альбина – диплом III степени.

Команда учащихся гимназии принимала участие в телевизионной викторине «Эрудит-пятёрка». Ребята заняли 2 место.

В заключение хочется отметить, что  для успешного осуществления дальнейшей информатизации работает наш коллектив единомышленников. Идея способна развиваться и реализовываться только тогда, когда она существует в разумной творческой среде. Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

This entry was posted in . Bookmark the permalink.