ОПЫТ ПО ВНЕДРЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

GIMN56

Формирование информационной образовательной среды

учреждения образования

 

Капустина О.А., директор

государственного учреждения образова­ния «Гимназия № 56 г. Гомеля»

 

Уважаемые коллеги, мне выпала честь транслировать эффективный управленческий и педагогический опыт по внедрению в образовательный процесс иформационно-комму­никационных технологий. Я не могу утверждать, что в этом направлении работы мы до­стигли совершенства, Нам есть над чем работать и к чему стремиться. Есть амбициозные планы по созданию мобильных компьютерных классов, по замене компьютерного парка и другие. Имеющаяся в гимназии информационная образовательная среда позволила ор­ганизовать на базе гимназии в 2012 году районный ресурсный центр информационных технологий.

Районный ресурсный центр информационных технологий – это сосредоточение пе­дагогических, материально-технических, информационных и других ресурсов с целью их эффективного и рационального использования для инновационного развития учрежде­ний общего среднего образования района.

Главные направления деятельности районного ресурсного центра информацион­ных технологий, созданного на базе Гимназии № 56 г. Гомеля:

повышение потенциала системы образования Центрального района г. Гомеля за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных, ин­формационных и финансовых ресурсов;

внедрение в практику работы педагогов района современных информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение доступа учащихся и педагогов района к информационным ресурсам всех доступных информационных сетей путем предоставления использования необходи­мого оборудования, консультационных услуг и методической помощи пользователям;

совершенствование информационной культуры педагогов, руководителей учре­ждений образования;

создание банка эффективного педагогического опыта педагогов района.

Деятельность районного ресурсного центра строится в соответствии с положением о районном ресурсном центре и годовым планом работы, утвержденными начальником отдела образования, спорта и туризма администрации Центрального района г. Гомеля. Руководство деятельностью ресурсного центра осуществляет его руководитель. Общую координацию осуществляет специалист отдела образования, спорта и туризма, отвечаю­щий за информатизацию.

Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением функций ресурсного центра руководитель возлагает на педагогов с их согласия дополнительные обязанности.

В гимназии собрана следующая документация:

  • положение о ресурсном центре;
  • план работы;
  • отчеты о проделанной работе;
  • приказы об открытии ресурсного центра, об ответственных за работу ресурсного цен­тра, о регламенте работы ресурсного центра;
  • протоколы заседаний ресурсного центра, рассматривающих организацию и содержание работы ресурсного центра.

Руководитель ресурсного центра вправе вносить предложения о поощрении (объ­явлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекае­мых лиц.

Структуру центра представляется для согласования в отдел образования, спорта и туризма.

При ресурсном центре действуют методические формирования

педагогических работников по тем направлениям, которые курирует центр, творческие коллективы по различным направлениям работы.

В районном ресурсном центре информационных технологий проводится учебно-методическая работа и информационное обеспечение развития информационной куль­туры педагогов района, менеджмент процессов и ресурсов информатизации, координа­ция учебно-исследовательской деятельности, мероприятия по обмену эффективным пе­дагогическим опытом информационно-коммуникационных технологий на уровне рай­она и т.д.

К работе ресурсного центра может привлекаться научный руководитель (консуль­тант) инновационных и экспериментальных проектов, осуществлять консультации на до­говорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлеченных вне­бюджетных средств.

Гимназия № 56 г. Гомеля осуществляет свою деятельность в качестве ресурсного центра во взаимодействии с Городским учебно-методическим кабинетом, Гомельским областным институтом развития образования, с другими педагогическими, обществен­ными организациями по вопросам своей компетенции.

Информатизация образования является комплексным и сложным процессом, ре­зультаты которого во многом зависят от поддержки партнеров — как государственных ор­ганов, так и спонсорских организаций.

Гимназия № 56 г. Гомеля не случайно выбрана базой для создания районного ре­сурсного центра информационных технологий.

Единое информационное образовательное пространство гимназии формировалось долгие годы и является результатом интеграции трех взаимосвязанных компонентов:

1) материально-технических (обеспеченность аппаратными средствами),

2) человеческих (ИКТ-компетентность участников образовательного процесса),

3) программно-технологических (обеспеченность программными и образователь­ными ресурсами).

Наличие компьютерной техники, сопутствующего оборудования и других техниче­ских средств, необходимое, но недостаточное условие формирования информационного образовательного пространства гимназии. Определяющим является подготовленность педагогических и управленческих кадров к работе в информационном образовательном пространстве.

Учебное заведение имеет шанс успешно интегрироваться в единое информацион­ное образовательное пространство, если оно имеет внутреннюю единую локальную сеть с широкополосным доступом к Интернету.

В процессе формирования единой информационной среды гимназия прошла не­сколько этапов:

  1. Организационный. Мобилизация средств гимназии, привлечение средств заинте­ресованных организаций и лиц, привлечение к работе родителей.

На данный момент технические ресурсы гимназии включают: 6 компьютерных классов, 32 персональных компьютера, 5 ноутбуков, 14 принтеров, 4 копировальных ап­парата, 3 сканера, 5 проекторов, 2 ЖК телевизора, фотоаппарат, видеокамера, 3 интерак­тивные доски, 6 телевизоров. С сентября 2014 года в гимназии функционирует система контроль доступа, интегрированная с системой видеонаблюдения. Облегчает обмен ин­формацией существующая локальная сеть, которая объединеяет все кабинеты членов ад­министрации, приемную, бухгалтерию, библиотеку, службу СППС, отдел кадров, МО учителей физической культуры и здоровья, кабинеты информатики. В качестве инфор­мационного табло на первом этаже используется плазменная панель.

  1. Этап обучения. Формирование ИКТ-компетентности педагогического коллектива через организацию курсов обучения информационным технологиям, семинаров и прак­тических занятий по освоению компьютерной техники. Третья часть коллектива – серти­фицированные пользователи, администрация – 100 %. И работа в этом направлении про­должается.
  2. Создания методической базы. Накопление фонда электронных образовательных ресурсов на различных носителях (CD, DVD, видеотека, аудиотека, медиатека), как со­зданных учителями образовательного учреждения, так и заимствованных из других ис­точников (заказы в торговых фирмах, Интернет сообщества и т. д.). Активно в работе администрации используются электронные базы правовой информации «Эталон» и ло­кальная версия программы «Бизнес-инфо», системная программа «Сфинкс Школа», ко­торая интегрируется с другими программными продуктами, программа психологиче­ского сопровождения «Референт», библиотечная программа «Библиограф».

4.Создания материально-технической базы. Создание модели единого информаци­онного пространства, организация и настройка автоматизированных рабочих мест в ка­бинетах, создание и усовершенствование единой локальной сети на базе сервера, под­ключение компьютеров к сети Интернет.

5.Выход в Internet пространство, технические и организационные решения по обес­печению данного этапа. На сегодняшний день в гимназии установлено 3 точки беспро­водного интернета Wi-Fi.

6.Создания единой базы данных гимназии. Заполнение базы (сведения об учениках и их родителях, учителях и других работниках школы), апробация этой модели единого информационно-образовательного пространства школы, функционирующего и развива­ющегося на основе внедрения информационных технологий.

7.Развития и совершенствования. В связи с совершенствованием процессов в обще­стве, научно-техническим прогрессом, распространением новых идей в педагогических и смежных науках, появлением новых информационных технологий в настоящее время происходит дальнейшее развитие всех предыдущих этапов:

— постоянное техническое усовершенствование единого информационного пространства школы (внедрение интерактивных досок, модернизация сервера, расширение локальной сети);

— организации курсы повышения ИКТ-компетентности учителей, совершенствуются элективные, сетевые курсы для обучающихся;

— создания учебных курсов по различным предметам в виртуальном пространстве;

— постоянное совершенствование и сопровождение сайта гимназии;

— организация дистанционного обучения детей, находящихся на домашнем обучении, участие в международных, республиканских, региональных дистанционных конкурсах;

— создание групп учителей в социальных сетях;

— ведение электронного дневника.

Но чтобы эта модель работала, необходимы изменения в информационной культуре всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, психологов, учащихся, родителей.

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Первым делать этот шаг, я считаю, необходимо руко­водителю учреждения. Приведу конкретный пример.

С предложением об установке системы контроля доступа в гимназии я вышла на заседание попечительского совета в феврале месяце 2014 года. После убеждающих речей директора попечительский совет смог реализовать дорогостоящий проект по установки системы безопасности стоимостью 100 млн. Убедить педагогов идти на получение сер­тификатов можно только собственным примером.

Если выделить три уровня владения ИКТ-компетенциями, то можно утверждать, что гимназия прошла из них только два: базовый и технологическимй. Сейчас учрежде­ние образования поднимается на 3-ий практический (профессиональный) уровень. По­вышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Дорогу осилит идущий…