Эффективное сопровождение электронного ресурса учреждения образования

dem

Учитель информатики К. А. Демусев

д. Грабовка, Гомельский район, 2014

Введение

На сегодняшний день невозможно представить деятельность ни одного современного учреждения образования без наличия у него доступного общественности информационного сопровождения. Наиболее правильным и необходимым является информационное сопровождение через официальные интернет-сайты учреждений. Так, учреждение образования «Грабовский детский сад – средняя школа» Гомельского района имеет функционирующий интернет сайт с 2010 года.

Хотелось бы рассмотреть наиболее эффективные на сегодняшний день средства и способы создания и поддержки интернет-сайта учреждения образования, которые рассматривались при создании и сопровождении собственного интернет-сайта Грабовского детского сайта – средней школы.

 

1 Выбор способа создания и размещения сайта

Первым вопросом, который стоит перед работником, который является ответственным за создание и сопровождение интернет-сайта в учреждении образования, является вопрос способа создания сайта. Существует несколько вариантов, рассмотрим каждый из них а также их достоинства и недостатки:

  • Вариант создания интернет-сайта с помощью конструктора школьных сайтов (примером такого сервиса является http://schools.by). Данный сервис предоставляет возможность бесплатного создания и размещения интернет-сайта учреждения образования. Для создания такового достаточно руководителю учреждения заполнить специальную заявку на вышеуказанном сайте. Существует демонстрационная версия, в которой специалист может ознакомится с возможностями сервиса и методами работы с ним.

Достоинства: данный способ является самым простым и наименее трудозатратным. Необходимо лишь наполнить сайт соответствующей информацией. С сервисом работать удобно и интуитивно понятно. Не нужно решать вопрос о размещении сайта в сети Интернет.

Недостатки: невозможно изменить интерфейс сайта, все сайты, размещенные на площадке schools.by имеют практически одинаковый интерфейс. Невозможно редактировать основное меню. Не всегда удобно размещать информацию, так как она может быть размещена только в строго определенных местах страничек сайта. На сайте учреждения образования Присутствуют дополнительные ссылки и новости самого проекта schools.by на страничках учреждений, что может ввести в заблуждение посетителей сайтов учреждений.

  • Вариант создания сайта с помощью системы управления содержимым является наиболее приемлимым вариантом создания и сопровождения сайта в учреждении. Примерами таких систем управления содержимым могут служить Joomla, WordPress, Drupal и другие. Данные системы имеют подробную документацию на русском языке в сети интернет и доступны бесплатно.

Достоинства: довольно простой способ, однако более трудозатратный чем предыдущий. Позволяет настраивать сайт практически в любой вариации и с произвольным оформлением страниц. Позволяет добавлять информацию в произвольные места странички, полностью настраивать меню и разделы сайта, обеспечивает грамотную обратную саязь.

Недостатки: для неопытного пользователя процесс создания сайта с помощью системы управления содержимым может стать настоящим испытанием и возможно потребует изучения определенной порции информации. Требует дополнительного программного обеспечения для создания оформления сайта (чаще всего такое программное обеспечение не бесплатное), а также необходимо позаботится о месте размещения интернет-сайта учреждения образования..

  • Третий способ, создание сайта вручную, практически неоправдан, так как учреждения образования имеют чаще всего информационные сайты, функционирование которых в полной мере обеспечено системами управления содержимым либо конструкторами сайтов.

Достоинства: возможно создание максимально быстродействующего сайта с произвольным оформлением и функциями.

Недостатки: данный способ потребует знания основ программирования для веб-окружения либо значительных финансовых затрат.

Рассматривая вопрос размещения сайта в сети Интернет следует учесть необходимость наличия доменного имени в зоне .by, поэтому наилучшим местом хранения сайта учреждения образования в сети Интернет будет являтся белорусская площадка, коих существует немало. Размещением сайта в сети интернет может быть платным или бесплатным. В случае второго варианта работоспособность сайта в любое время не гарантируется, также часто встречаются сервисы, добавляющие на размещенный в сети Интернет бесплатно сайт рекламу различного характера, что для учреждения образования является недопустимым. В результате, необходимо размещать интернет-сайты учреждений образования на платных площадках. Одной из самых доступных по стоимости является площадка Белтелекома (стоимость в ценах сентября 2014 года – 20000 бел. руб. в месяц) с бесплатным именем (название школы).gomel.by.

В случае использования конструктора сайтов (таких как schools.by) нет необходимости  поиска способа размещения сайта в сети Интернет.

 

2 Оформление сайта

Любой сайт учреждения образования должен быть оформлен стилистически правильно и соответствовать современным направлениям дизайна. Именно правильно оформленный сайт отражает качество системы образования конкретного учреждения. Недопустимо использовать страницы сайта, оформленные без учета цветовой гаммы, с несоответствием шрифтовой стилистике. Весь сайт должен быть оформлен в едином стиле и функционировать в рамках одного окна браузера.

При выборе конструктора сайтов учреждению образования уже предоставляется готовое оформление страницы, которое оно практически не в силах изменить. Возможно только использовать некоторые фотографии учреждений в качестве заглавных. Такое оформление лишает учреждение образования индивидуальности и не позволяет акцентировать внимание на специфике школы.

Создание профессионального дизайна обойдется недешево, поэтому существует программное обеспечение, позволяющее создавать шаблонное оформление сайта, которое ничуть не уступает профессиональному. Примером такой программы является Artisteer, которая позволяет выбирать отдельные элементы дизайна, либо создавать его случайным образом. Возможно заменить фотографии, используемые в качестве стандартных. Положительным моментом использования программы является легкая интеграция созданного оформления в любую из современных систем управления содержимым.

 

3 Обеспечение качественного функционирования сайта

  • Разделы сайта

В соответствии со сложившимися нормами функционирования сайтов учреждений образования важно составить грамотную структуру информационных разделов.

Очень часто можно увидеть следующую структуру основных разделов: «О школе», «Учащимся», «Родителям», «Одно окно», «Новости», — которая является на первый взгляд оптимальной. Однако не всегда информация в данных разделах является полной и достаточной.

Например, в разделе «О школе» очень часто помещают детальную историю школы и список педагогов с фотографиями. Данный раздел видится более эффективным, если предоставит информацию для родителей, которые выбирают учреждение образования для своего ребенка. В первую очередь такие родители желают увидеть наполняемость классов, материально-техническую базу учреждения образования, информацию о качестве знаний учащихся, мероприятиях, проводимых учреждением образования в рамках внеклассной работы. Необходимо представить информацию, которая позволит школе выглядеть достойно и конкурентноспособно в глазах родителей (например, информацию о достижениях в олимпиадных и научно-исследовательских движениях, спортивных достижениях учащихся). Данные о педагогах важны в первую очередь следующие: стаж работы, категория, достижения в воспитании и образовании школьников, применяемые технологии в образовании. Информация должна быть представлена кратко в максимально полном объеме и создавать положительное впечатление об учреждении образования, повышать его рейтинг. В условиях сельских школ это наиболее важно, так как количество учащихся чаще всего уменьшается из года в год.

Для учащихся недостаточно предоставить только информацию о расписании основных и дополнительных занятий, расписании занятий объединений по интересам. Необходимо указать информацию от библиотеки (например, список литературы для чтения на каникулах, имеющиеся средства интерактивного самостоятельного обучения школьников), информацию о работе спортивного зала, мероприятиях проводимых в шестой школьный день (причем последняя информация должна обновляться регулярно). Важно в рассматриваемом разделе предоставить информацию об организациях БРПО и БРСМ, предоставить список учащихся, состоящих в них, список членов самоуправления школы, планы работы общественных организаций и самоуправления в доступном для школьников виде.

Раздел «Для родителей» чаще всего содержит не систематизированные рекомендации по проблемам воспитания подростка, однако в данном разделе помимо систематизации рекомендаций педагога-психолога и педагога-социального следует размещать также информацию о стоимости питания в учреждении образования, возможно график занятости детей и подростков на каникулах, в шестой школьный день и так далее. Важно доносить своевременно информацию ГАИ и Министерства образования Республики Беларусь до родителей (деловой стиль одежды, фликеры и прочее). Также необходимо сообщать о предстоящих мероприятиях, планах работы школы на год с родителями и прочую важную информацию.

Важно посредством интернет-сайта проводить дистанционные анкетирования родителей социально-педагогической службой.

Недостаточно наличие обратной связи на сайте учреждения только в виде одной формы. Довольно эффективным способом обратной связи является организация общения родителей и учащихся с конкретным учителем по вопросам организации образовательной деятельности.

Также при указании контактов, не менее необходимо указывать адрес учреждения образования на виртуальной карте, способы проезда к учреждению образования с различных остановок общественного транспорта района, расписание движения наиболее удобных автобусов (либо ссылки на сайты, предоставляющие расписание). Важно в наиболее заметном месте указать телефон и факс учреждения образования для связи с администрацией и педагогами, указать вышестоящую организацию и наиболее возможное количество контактной информации для нее.

На главной страничке сайта наиболее логично предоставлять новости образовательного процесса и проходящих мероприятий школы, так как это наиболее часто обновляющаяся информация и требует наибольшего внимания к себе. Также здесь возможно предоставлять новости образовательной системы района, области, республики.

Каждое учреждение образования имеет собственные достижения в методической работе и может представить для педагогов других учреждений информацию для использования в их работе. Также для педагогов возможно создать защищенный раздел, в котором администрация может размещать информацию о сроках сдачи информации педагогами, информацию о предстоящих педсоветах, совещаниях, работе методических объединений и прочего.

Конечно, нельзя отрицать наличие дополнительной информации, которая должна размещаться на сайте по решению коллектива учреждения образования.

 

  • Администрирование сайта

Часто можно наблюдать ситуацию администрирования сайта и размещения информации на нем одним определенным приказом директора учреждения образования педагогом. Данный метод работы над сайтом недопустим при организации эффективного функционирования сайта. Охватить и грамотно представить весь объем информации одному человеку невозможно. Администрации учреждения образования необходимо четко разграничить права доступа на сайт, ответственность и порядок размещения информации педагогами.

Необходимо создать такие условия при которых каждый педагог и член администрации учреждения образования сможет обеспечивать информационную наполняемость сайта, каждый из разделов сайта должен быть закреплен за определенным педагогом, который своевременно обеспечивает публикацию информации и несет персональную ответственность за ее достоверность. Именно наличие данного распределения обязанностей по наполнению сайта информацией обеспечит ему наиболее качественное функционирование и наиболее полную наполняемость.

Несмотря на наличие ответственных педагогов за определенные разделы сайта должен существовать администратор сайта, который отслеживает правильность размещенной информации (в соответствии с разделом), корректирует технические ошибки, возникающие при размещении информации и функционировании сайта. Данный работник несет ответственность за функционирование системы обратной связи, своевременно проверяет наличие новых обращений граждан.

При возможностях сегодняшних систем управления содержимым наполнение сайта не представляет сложностей и во многом схоже по методам работы с современными текстовыми редакторами, поэтому возможность подключения к работе с сайтом всех педагогов учреждения является реальной и эффективной задачей.

 

Заключение

Современный сайт учреждения образования – это не просто информационная страничка, это строго определенный комплекс информации, структурированный по разделам, доступный для родителей и учащихся, также это система, предоставляющая максимально возможный набор функций обратной связи не только с администрацией, но и с каждым педагогом в отдельности как для родителей, так и для учащихся.

Информация, размещенная на сайтах учреждений в первую очередь должна быть актуальной и максимально достоверной. Часто можно встретить сайты, где вся информация представлена строго педагогическим языком, в которой учащимся и родителям нередко сложно ориентироваться. Из данной ситуации можно сделать вывод что информация на сайтах учреждений образования и метод ее подачи должен соответствовать целевой аудитории, но тем не менее иметь педагогический потенциал.

Грамотная организация и распределение работы в учреждении образования над сайтом приведет к повышению качества и содержания информационного материала, а обратная связь с каждым педагогом – к повышению доверия родителей и учащихся к учреждению образования, а значит приведет к повышению рейтинга учреждения образования в целом.